Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.45.60.003
УДК: 378.937:4(07):78
ББК: 74.480.26:74.268.13:85.31
Елена Борисовна Быстрай ORCID
Профессор, ЮУрГГПУ, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Н. Власенко ORCID
Старший преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Ю. Дорохова ORCID
Cтарший преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕСЕННЫЙ ЖАНР КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема повышения положительной мотивации студентов младших курсов педагогического вуза к изучению иностранных языков в процессе использования песенного жанра, освещается важность его использования и положительные аспекты данного процесса. Цель статьи — проанализировать состояние вышеназванной проблемы и обобщить результаты проведенной опытно-экпериментальной работы по повышению мотивации студентов.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются эмпирические (беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, методы математической обработки данных).

Результаты. Итоги проведенной опытно-экспериментальной работы показали, что проблема мотивации в учении у студентов младших курсов факультета иностранных языков является актуальной в силу возникающих трудностей, таких, как различия в буквенном составе двух языков, в фонетическом, лексическом и грамматическом аспектах языка, передача собственных мыслей на иностранном языке, наличие психологического, языкового и коммуникативного барьеров в общении, недостаточное владение знаниями о реалиях жизни страны изучаемого языка, интенсивность занятий иностранным языком в вузе и строго регламентированный контроль уровня сформированности речевых умений и навыков и др. Одним из факторов, положительно влияющих на повышение мотивации студентов младших курсов, является применение песенного жанра на уроках иностранного языка. Работа над песнями на уроках иностранного языка, таким образом, оказывает позитивное влияние на формирование слухопроизносительных навыков студентов младших курсов, их фонематического слуха, интонационно-ритмических навыков, влияет на расширение активного, пассивного и потенциального словарного запаса, на эффективность усвоения грамматических конструкций. Кроме того, использование песенного материала создает базис для развития умений чтения, письма, аудирования, а также стимулирует монологическое и диалогическое высказывания, позволяет глубже проникнуть в мир иноязычной культуры, познакомиться с маркерами менталитета представителей страны изучаемого языка.

Обсуждения. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию песенного жанра на уроках иностранного языка позволили выявить значительное повышение мотивации к его изучению.

Таким образом, эффективность использования песенного жанра на занятиях иностранным языком в педагогическом вузе как фактора, повышающего мотивацию к его изучению, а также групповую мотивацию, способствующую созданию комфортного рабочего климата в группе, была доказана опытно-экспериментальным путем.

Полагаем, что использование песенного жанра на занятиях иностранным языком может являться важным фактором, повышающим мотивацию к его изучению не только в педагогическом вузе, но и в других высших учебных заведениях, безусловно, с учетом их профильной направленности и тематической ориентированности изучаемого на занятиях иностранным языком материала.

Заключение. Резюмируя вышеизложенное, мы полагаем, что использование песенного жанра на уроках иностранного языка положительным образом влияет на повышение мотивации к его изучению в силу выполняемых первым следующих функций: ментальной (способствующей запоминанию); психорелаксационной (способствующей расслаблению, разгрузке); эмоциональнально-чувственной (вызывающей чувства); социально-адаптационной (оказывающей влияние на групповую мотивацию); когнитивной (инициирующей потребность в приобретении новых знаний); функции бессознательного учения (сложные языковые структуры заучиваются на бессознательном уровне); коммуникативной (способствующей общению). Результатом реализации опытно-экспериментальной работы по использованию песенного жанра на уроках иностранного языка стало повышение мотивации студентов младших курсов к его изучению.

Ключевые слова

глобализация, востребованность иностранного языка, повышение мотивации, иностранный язык, студенты младших курсов, песенный жанр, функции песенного жанра

Основные положения

– проанализирована проблема применения песенного жанра на уроках иностранного языка с целью повышения мотивации студентов младших курсов;

– разработана и апробирована методика применения песенного жанра на уроках иностранного языка с целью повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов младших курсов.

Цитировать публикацию

Быстрай, Елена Борисовна  ПЕСЕННЫЙ ЖАНР КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ [Текст] / Елена Борисовна Быстрай, О. Н. Власенко, Е. Ю. Дорохова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. 42-60. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.45.60.003.

Библиографический список

1. Лопатин А. Р. Социально-педагогические условия создания ситуаций успеха, активирующих позитивное общественное развитие подростка // Лучшие страницы педагогической прозы, 2001. № 4. С. 45–47.

2. Колесник, А. А., Волкова С. А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире // Молодой ученый, 2017. № 3. С. 562–564.

3. Войтович И. К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования. Ижевск : Удмуртский ун-т, 2012. – 210 с.

4. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. 1997. № 4. С. 8–13.

5. Грайвер Б. З., Этингер Я. Я., Жданова Л. В. Специализированные учреждения ООН в современном мире. М. : Наука, 2001. – 402 с.

6. Россия и Совет Европы: история, современность и перспективы взаимодействия правовых систем : науч.-практ. пособие / Е. С. Шугрина [и др.]. М. : Проспект, 2016. – 321 с.

7. Особенности перевода безэквивалентной лексики как составляющей социокультурной компетенции / Е. Б. Быстрай [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2018. № 5. С. 39–50.

8. Заседателева М. Г. Роль парной и групповой форм работы в повышении мотивации студентов к изучению иностранного // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2017. № 8. С. 29–35.

9. Комарова Э. П., Трегубова Е. Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2000. № 6. С. 11–15.

10. Бароненко Е. А., Быстрай Е. Б. Вариативность инновационных тенденций развития системы подготовки будущих учителей в межкультурном контексте : сборник научных статей «Актуальные вопросы лингвистики, страноведения, педагогики и методики преподавания иностранных языков». Министерство образования Российской Федерации, Челябинский государственный педагогический университет. Челябинск, 2002. С. 173–185.

11. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 339 с.

12. Ушинский К. Д. Лекции в ярославском лицее : избранные педагогические сочинения. М. : Издательство Юрайт, 2018. – 363 с.

13. Коменский Я. А. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет. М. : Карапуз, 2008. – 288 с.

14. Blеll G., Hеllwig K. Bildеndе Kunst und Musik im Frеmdspraсhеnuntеrriсht. Frankfurt. 1996. 385 p.

15. Ludke Karen M. Teaching foreign languages through songs. Edinburgh. 2009. 40 p.

16. Funk H., Kuhn Ch., Skiba D., Spaniel-Wese D., Wicke R.E. Aufgaben, Übungen, Interaktion. Deutsch lehren lernen 4. München Klett-Langenschedt, 2014. 184 p.